Календарь эколога
Главная > Публикации > Наши публикации > Нюансы выдачи разрешительной документации по обращению с отходами

Нюансы выдачи разрешительной документации по обращению с отходами

Журнал «Экология производства», № 7, 2015 г.

В письме Минприроды России от 13.05.2015 № 05-12-44/11312 «О направлении разъяснений» указано, что выдача территориальными органами Росприроднадзора индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам разрешительной документации в области обращения с отходами возможна только при условии указания в ней конкретных видов отходов, включённых в ФККО.

Реализация указанной позиции Минприроды России может иметь серьёзные негативные последствия – массовые отказы территориальных органов Росприроднадзора утверждать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ПНООЛР) и соответственно выдавать документы об их утверждении (далее – ДНООЛР), содержащие сведениях об отходах, не включённых в ФККО.

Данная позиция Минприроды России обоснована в том числе тем, что в графе 2 примерного образца ДНООЛР (приложение к Порядку [1]) предусмотрено указание конкретного вида отхода, а в графе 3 – код по ФККО.

При этом в графах 5–7, 17, 16 примерного образца ДНООЛР предусмотрено сообщение сведений о конкретном объекте размещения отходов (включая номер объекта в Государственном реестре объектов размещения отходов), эксплуатируемом самостоятельно или иным индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом.

Полагаем, что изложенная позиция Минприроды России не является обоснованной по следующим причинам.

В п. 5 Порядка [1] указано, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчётов, материалов и документов – ПНООЛР, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с Методическими указаниями, утверждёнными Минприроды России.

С 10.02.2015 применяются Методические указания, утверждённые приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 [2]. Согласно п. 21 данных Методических указаний в разделе «Сведения о предлагаемом образовании отходов» ПНООЛР в табличном виде приводятся сведения о предлагаемом ежегодном образовании отходов отдельно по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) хозяйствующего субъекта, информация по которым включена в ПНООЛР (приложение 8 к Методическим указаниям [2]) и сводные сведения о предлагаемом суммарном ежегодном образовании отходов по хозяйствующему субъекту (его филиалам и обособленным подразделениям) в целом (приложение 9 к Методическим указаниям [2]).

В графе 2 «Наименование вида отхода», графе 3 «Код по ФККО» форм приложений 8, 9 к Методическим указаниям [2] содержится сноска «1», согласно которой в данных графах указываются наименование вида отхода и код по ФККО, формируемому Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов [3].

При этом регламентировано, что для всех отходов, включённых и не включённых в ФККО, формируемый Росприроднадзором в соответствии с Порядком, о котором говорится в п. 6 Методических указаний [2], должен быть указан класс опасности, определённый в соответствии с порядком отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности и (или) в соответствии с критериями отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Минприроды России.

В приложениях 8 и 9 к Методическим указаниям [2] указываются реквизиты письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности.

Из изложенного следует, что Методические указания [2], являющиеся нормативным правовым актом, допускают возможность получения ДНООЛР для отходов, не включённых в ФККО, при условиях указания класса опасности, определённого на основании соответствующих нормативных правовых актов (до настоящего времени – Критериев [4]) и сообщения реквизитов письма о направлении хозяйствующим субъектом в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности.

Утверждение ПНООЛР и выдача ДНООЛР для видов отходов, не включённых в ФККО, были возможны и ранее в соответствии с действовавшими Методическими указаниями [5] (п. 20) и Методическими указаниями [6] (п. 23).

Кроме того, отсутствие отходов в ФККО прямо не указано в качестве основания для отказа в утверждении (переоформлении) ПНООЛР (ДНООЛР) – пп. 11, 16 Порядка [1].

Отметим также, что образец ДНООЛР, являющийся приложением к Порядку [1], является примерным, а сам Порядок [1], включая и примерный образец ДНООЛР, применяется в совокупности с Методическими указаниями [2], которые также утверждены приказом Минприроды России, однако вступили в силу позднее, т.е. применяются приоритетно и, как указывалось ранее, прямо предусматривают возможность утверждения ПНООЛР и выдачи ДНООЛР для видов отходов, не включённых в ФККО, при соблюдении перечисленных условий.

Также необходимо отметить, что Минприроды России мотивирует свою позицию, изложенную в письме от 13.05.2015 № 05-12-44/11312, тем, что предоставление лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности осуществляется только для отходов, включённых в ФККО (п. 1 Положения о лицензировании [7]). Однако обезвреживание и размещение не являются единственно возможными видами работ по обращению с отходами после их образования.

Документы:

  1. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённый приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014).
  2. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённые приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349.
  3. Порядок ведения государственного кадастра отходов, утверждённый приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792.
  4. Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утверждённые приказом МПР России от 15.06.2001 № 511.
  5. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённые приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 (окончание действия документа – 09.02.2015).
  6. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённые приказом МПР России от 11.03.2002 № 115 (окончание действия документа – 12.02.2008).
  7. Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности, утверждённое постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 255 (в ред. от 23.03.2014) «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I–IV классов опасности».
 
Юридический центр промышленной экологии
24.08.2015