Календарь эколога
Главная > Публикации > Как контролировать абонентов

Как контролировать абонентов?

После принятия Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в декабре 2011 года до сих пор остаются неразрешенными многие вопросы, связанные с нормированием абонентов и организаций ВКХ, получением ими разрешительной документации. Однако проблемы существуют и в регулировании иных аспектов взаимоотношений данных субъектов, в частности, в области контроля за качеством сточных вод абонентов.

Согласно содержащимся в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении» [1] положениям одним из существенных условий договора водоотведения (а также единого договора холодного водоснабжения и водоотведения) является порядок контроля за соблюдением абонентами:

– НДС, лимитов на сбросы и показателей декларации о составе и свойствах сточных вод (для абонентов, в отношении объектов которых устанавливаются такие нормативы или лимиты);

– требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ (п.6 ч.5 ст.14, ч.2 ст.15 данного Федерального закона [1]).

При этом НДС/лимиты на сбросы устанавливаются только тем абонентам, которые осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в одну ЦСВ, среднесуточный совокупный объем отводимых сточных вод через которые составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну ЦСВ.

Требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, приведенные в п.п.113, 114 и приложениях №№ 2, 3 к Правилам № 644 [2], являются обязательными для всех категорий абонентов.

В то же время оставлены в силе отдельные пункты Правил № 167 [3], теперь распространяющиеся на абонентов, суммарное водоотведение которых в одну ЦСВ составляет менее 200 куб. метров среднесуточно, и определяющие, в частности, необходимость установления таким абонентам нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ (п.3 постановления Правительства РФ № 644 [2], п.61 Правил № 167 [3]).

Несмотря на то, что контроль за нормативами водоотведения (сброса) по составу сточных вод в Федеральном законе «О водоснабжении и водоотведении» [1] не упомянут, в Правилах № 644 [2] (подп.«е» п.34) указано, что организация ВКХ обязана осуществлять контроль как за НДС абонентов и соблюдением требований, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, так и за составом и свойствами принимаемых в канализационную сеть сточных вод и соблюдением нормативов по составу отводимых в ЦСВ сточных вод.

Порядок осуществления контроля за составом и свойствами сточных вод, отводимых абонентами в ЦСВ, должен быть определен Правительством РФ. При этом не уточнено, в отношении каких категорий абонентов должен быть принят такой порядок.

При этом порядок осуществления организацией ВКХ, либо уполномоченной ею организацией контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, был определен Правительством РФ в составе Правил № 525 [4] только в отношении контроля за абонентами, для объектов которых установлены НДС/лимиты на сбросы.

В Правилах № 167 [3] приведены лишь общие принципы осуществления контроля за соблюдением абонентами нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод:

– выполнение анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах;

– проведение анализов контрольных проб сточных вод лабораторией организации ВКХ или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).

В целях определения порядка осуществления контроля за соблюдением абонентами нормативов водоотведения по составу сточных вод необходимо обратиться к содержанию Типового договора водоотведения и Типового единого договора водоснабжения и водоотведения, образцы которых утверждены постановлением Правительства РФ № 645 [5].

При этом необходимо отметить, что данные образцы содержат ряд неясностей, отличий и противоречий (в части регулирования вопросов контроля), следствием чего являются проблемы в истолковании их положений при заключении реальных договоров между организациями ВКХ и абонентами и последующем применении закрепленных прав и обязанностей на практике.

  

С учетом приведенных положений Типовых договоров в отношении контроля за составом и свойствами сточных вод, определенными в нормативах водоотведения по составу сточных вод абонентов, которым не устанавливаются НДС, лимиты на сбросы, применяются требования к отбору проб сточных вод, их анализу и оформлению результатов, установленные в Правилах № 525 [4].

Однако контроль за составом и свойствами сточных вод, отводимых абонентами в ЦСВ, осуществляется организацией ВКХ либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод, включающей:

– перечень абонентов, для объектов которых установлены НДС, лимиты на сбросы;

– указание периодичности планового контроля абонентов и основания для проведения внепланового контроля;

– указание мест отбора проб сточных вод согласно ч.ч.1, 2 ст.30 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1] (вступила в силу с 01 января 2013 г.).

Как указывалось выше, ст.30 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» [1] сформулирована в отношении контроля за любыми категориями абонентов, а не только в отношении абонентов, которым устанавливаются НДС.

В связи с этим в отношении контроля за составом и свойствами сточных вод, отводимых абонентами, которым не устанавливаются НДС, также должна разрабатываться программа контроля, в которой следует определять периодичность планового контроля, основания для внепланового контроля, указание мест отбора проб.

При этом отсутствие постановления Правительства РФ, определяющего соответствующие требования к разработке программы контроля за составом и свойствами сточных вод, отводимых абонентами, которым не устанавливаются НДС, лимиты на сбросы, позволяет организациям ВКХ произвольно определять содержание таких программ.

На основании изложенного пока Правительством РФ не будут приняты необходимые нормативные правовые акты в целях упорядочивания отношений по контролю за абонентами (порядок осуществления контроля за составом и свойствами сточных вод абонентов, которым не устанавливаются НДС, лимиты на сбросы, изменения в Типовой договор водоотведения, устраняющие содержащиеся в нем недостатки, в том числе, связанные с использованием не установленных законодательством РФ терминов), у организаций ВКХ и их абонентов буду возникать существенные проблемы при заключении соответствующих договоров и последующей реализации закрепленных в них положений о контроле.

Используемые документы:

1. Федеральный закон от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

2. Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644.

3. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167.

4. Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 июня 2013 г. № 525.

5. Постановление Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

Юридический центр промышленной экологии

«Экология производства», январь 2014 г.

 
Юридический центр промышленной экологии
03.02.2014