Календарь эколога
Главная > Публикации > Идентичность сведений в разрешительной документации на сбросы

Идентичность сведений в разрешительной документации на сбросы

Осуществление сбросов сточных вод требует от предприятий получения сразу нескольких документов – утвержденных НДС, решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс. При этом часто в одних документах отражаются сведения, не соответствующие аналогичным сведениям в иных, что может повлечь ряд негативных последствий.

 

При оформлении документов, необходимых для осуществления сброса сточных вод, нужно соблюдать определенную последовательность.

Административным регламентом по выдаче разрешений [1] предусмотрено, что для получения разрешения на сбросы необходимо представить и решение о предоставлении водного объекта в пользование, и утвержденные НДС.

В свою очередь, последовательность утверждения НДС и получения решения в действующем законодательстве прямо не регламентирована.

Однако к заявлению о выдаче решения о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных и (или) дренажных вод прилагаются, в том числе, расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества (п.11 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование [2]).

В настоящее время расчёт и обоснование показателей качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод осуществляется при разработке НДС. НДС устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учётом технологических нормативов.

НДС – это нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды (ст.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [3]).

Из Типовой формы решения [4] следует, что одним из условий решения о предоставлении водного объекта в пользование является указание на максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных и (или) дренажных водах (г/м3).

Согласно форме НДС утвержденные НДС включают данные по каждому веществу с указанием их допустимых концентраций и объема сброса (приложение 1 к Методике [5]).

Таким образом, в настоящее время единственным видом расчета и обоснования показателей качества сброса являются утвержденные предприятию НДС.

            В связи с изложенным утверждение НДС должно предшествовать получению решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод. Общая последовательность получения разрешительной документации выглядит следующим образом:

 

 

 
 

 

 

 

 


Однако в практике нашей работы встречались ситуации, когда предприятия получали решение раньше, чем утвержденные НДС.

При этом вместо показателей НДС в решении указывались иные показатели качества сбрасываемых вод, как правило, в соответствии с самыми высокими требованиями к максимальному содержанию загрязняющих веществ в сточных и (или) дренажных водах – на уровне ПДК (чаще всего рыбохозяйственных, как наиболее жёстких для большинства веществ).

Согласно Методике [5] требования к содержанию загрязняющих веществ в сточных водах на уровне ПДК устанавливаются лишь в определенных случаях (если фоновая загрязненность водного объекта, обусловленная воздействием антропогенных факторов, не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте, или для сбросов сточных вод в черте населенного пункта).

Поэтому при получении решения раньше утверждения НДС велика вероятность ситуации, когда в решении и в утвержденных НДС будут установлены разные требования к концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, причем более жесткие требования будут указаны в решении.

В этой ситуации предприятия, даже несмотря на более щадящие требования утвержденных НДС, обязаны будут соблюдать условия решения. Несоблюдение этих условий повлечет риски административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ [6] (несоблюдение условий документа о предоставлении водного объекта в пользование), а также предъявления со стороны госорганов исков о возмещении вреда водному объекту вследствие сброса недостаточно очищенных сточных вод.

К тому же, при наличии в НДС и решении различных требований к концентрациям загрязняющих веществ может повлечь отказ в получении разрешения на сброс, поскольку может быть расценено как представление документов, содержащих недостоверную информацию.

Еще одной проблемной ситуацией является указание в НДС и решении разных водных объектов в качестве приемников сточных вод.

Такая ситуации возможна, если сброс сточных вод осуществляется в небольшой водный объект, например в пересыхающий ручей, впадающий в более крупный объект, имеющий рыбохозяйственное значение или используемый для водоснабжения населения.

В данном случае при разработке НДС госорганы часто настаивают на указании в качестве приемника сточных вод более крупного и имеющего большее хозяйственное значение водного объекта, что позволяет предъявлять более жесткие требования к очистке сточных вод (с применением и хозяйственно-питьевых и рыбохозяйственных нормативов, выбирая наиболее жесткие, как то предусмотрено в п.6 Методики [5]).

При получении же решения о предоставлении водного объекта в пользование в качестве приемника сточных вод указывается водный объект, в который непосредственно осуществляется выпуск.

В данной ситуации у предприятия фактически отсутствует полный комплект необходимых документов для осуществления сброса сточных вод, поскольку в решении и НДС указаны разные водные объекты.

Даже если предприятие в дальнейшем сможет получить разрешение на сбросы (например, в отношении более крупного водного объекта, как указано в НДС), всё равно в этом случае возникают риски привлечения к административной ответственности, в частности:

– по ст.7.6 КоАП РФ [6] – за сброс сточных вод в данный водный объект без решения о предоставлении его в пользование;

– по ст.8.1 КоАП РФ [6] – за сброс в водный объект, на который выдано решение, без утвержденных НДС и разрешения на сброс.

Таким образом, предприятиям необходимость внимательно следить за тем, какие сведения включаются в НДС и решение о предоставлении водного объекта в пользование, чтобы не допустить в них несоответствия.

Если такое несоответствие всё же возникло, целесообразно обратиться в соответствующие органы с требованием о внесении изменений в выданный документ (решение, утверждённый НДС) или о выдаче нового документа (так как оснований и порядка внесения указанных изменений в данные документы в действующем законодательстве не предусмотрено).

В случае отказа госорганов от осуществления указанных требований данный отказ следует обжаловать в арбитражном суде в порядке гл. 24 АПК РФ [7] как действия, нарушающие права и законные интересы предприятия. При этом не стоит забывать, что срок для направления заявления в суд составляет 3 месяца с момента совершения незаконных действий.

 

Документы

 

1. Административный регламент Ростехнадзора по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденный приказом Минприроды России от 31 октября 2008 г. № 288 (в ред. от 20 мая 2010 г.).

2. Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844 (в ред. от 04 марта 2009 г.).

3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 18 июля 2011 г.).

4. Типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденная приказом МПР России от 14 марта 2007 г. № 56 (в ред. от 26 июня 2009 г.).

5. Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденная приказом МПР России от 17 декабря 2007 г. № 333.

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 18 июля 2011 г.).

7. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 11 июля 2011 г.).

 
Юридический центр промышленной экологии
12.10.2011