Календарь эколога
Главная > Публикации > Новости > Ненормируемые вещества

Палка о двух концах: ненормируемые вещества

В настоящее время территориальные органы Росприроднадзора предъявляют требования о внесении платы за выбросы загрязняющих веществ, не подлежащих государственному учету и нормированию

 

Выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов (ПДВ), лимитов на выбросы (ВСВ) допускаются на основании разрешений (п.4 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [1]).

Однако ПДВ или ВСВ устанавливаются не для всех загрязняющих веществ, имеющихся в составе выбросов предприятия, а только для подлежащих государственному учету и нормированию.

Казалось бы, с вступлением в силу 18 марта 2011 г. приказа Минприроды России № 579 [2], согласно которому определяются загрязняющие вещества, не подлежащие государственному учету и нормированию, положение предприятий, осуществляющих выбросы таких загрязняющих веществ, должно было улучшиться (снижение финансовых затрат, экономия времени и т.п.).

При этом территориальные органы Росприроднадзора зачастую предъявляют требования о внесении платы за выбросы веществ, не подлежащих государственному учету и нормированию.

В результате складывается ситуация, при которой законодательство, с одной стороны, предоставляет возможность не нормировать ряд загрязняющих веществ, не являющихся опасными для окружающей среды, а с другой стороны, государственный орган требует внесения платы за указанные выбросы, возможность и законность расчета и уплаты которой вызывают обоснованные сомнения.

За негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, взимается плата. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством РФ (п.п.1–3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [1]).

В своем разъяснении от 28 декабря 2011 г. (письмо № ОД-06-01-32/17250), направленном в адрес Юридического центра промышленной экологии, Росприроднадзор указал, что внесение платы должно осуществляться, в том числе и для загрязняющих веществ, не подлежащих нормированию и государственному учету, т.к. «согласно постановлению Правительства РФ № 344 [3] ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются за фактический выброс».

При этом в Приложении № 1 к постановлению Правительства РФ № 344 [3] установлены нормативы (ставки) платы за выброс 1 тонны загрязняющего вещества в пределах:

– установленных ПДВ;

– установленных лимитов выбросов.

Иные нормативы (ставки) платы за выброс загрязняющих веществ в действующем законодательстве не установлены.

Согласно приказу Минприроды России № 579 [2] государственному учету и нормированию подлежат вредные (загрязняющие) вещества, указанные в Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, а также не включенные в данный Перечень вредные (загрязняющие) вещества, если:

– показатель опасности выбросов, установленный в соответствии с Приложением 1 к Порядку № 579, больше или равен 0,1;

– приземные концентрации выбросов превышают 5% от гигиенического (экологического) норматива качества атмосферного воздуха (т.е. норматива, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека (окружающую среду) (абз.абз.16, 17 ст.1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» [4]).

Таким образом, плата должна вноситься за загрязняющие вещества, на которые должны устанавливаться ПДВ или ВСВ, т.е. включенные в указанный Перечень, а также загрязняющие вещества, выбросы которых имеют соответствующие показатель опасности или превышение приземных концентраций.

В Порядке определения платы [5] (п.п.3–6) предусмотрено взимание платы за загрязнение окружающей среды (в том числе за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух) следующим образом.

Для природопользователей, соблюдающих действующее законодательство, то есть осуществляющих выбросы в пределах:

– ПДВ – ставки платы в пределах установленных ПДВ умножаются на величину загрязнения (п.3);

установленных лимитовставки платы в пределах установленных лимитов выбросов умножаются на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, полученные произведения суммируются по видам загрязнения (п.4).

Для природопользователей, нарушающих действующее законодательство, то есть:

– осуществляющих выбросы с превышением установленных ПДВ/лимитов выбросов (сверхлимитное загрязнение) – ставки платы за загрязнение в пределах установленных лимитов умножаются на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, полученные произведения суммируются по видам загрязнения и эти суммы умножаются на пятикратный повышающий коэффициент (п.5);

– в случае отсутствия у природопользователя разрешения на выброс (в т.ч. отсутствия установленных ПДВ, лимитов выбросов) – вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная и плата определяется в соответствии с п.5 Порядка определения платы [5], т.е. с применением пятикратного повышающего коэффициента и ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов.

Соответственно, учитывая, что нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, для которых ПДВ и ВСВ не подлежат установлению, не предусмотрены, и природопользователь, определивший согласно приказу Минприроды России № 579 выбрасываемые загрязняющие вещества как не подлежащие нормированию, не является нарушителем действующего законодательства, плата за выбросы указанных загрязняющих веществ не должна взиматься, т.к. не представляется возможным определить, в каком порядке следует вносить плату за выбросы указанных загрязняющих веществ и какие нормативы платы необходимо применять в расчете.

В указанной ситуации фактически сведено на нет благое начинание по освобождению предприятий, осуществляющих выбросы не опасных загрязняющих веществ, от обязанности по их нормированию.

 

Документы:

1. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 21.11.2011 г.).

2. Приказ Минприроды России от 31.12.2010 г. № 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию».

3. Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (в ред. от 08.01.2009 г.).

4. Федеральный закон от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 21.11.2011 г.).

5. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в ред. от 14.06.2001 г.).

 
Юридический центр промышленной экологии
18.05.2012